Monday, July 2, 2012

"My" "parrots", p.1

С детства мечтала их увидеть. Мне казалось, что это какое-то преувеличение, не может у птиц на самом деле быть таких клювов :) Очень хотелось посмотреть своими глазами, но я так никогда и не встретила их в подмосковных лесах.

Кто бы мог подумать, что встреча произойдёт на другом конце шарика! Птичка та же, только называют её у нас на другом языке :)

Клёст-еловик (Red Crossbill, Loxia curvirostra)

Этимологии слова "клёст" я не знаю, а вот английское название дословно означает "перекрещенный клюв".

1.
Red Crossbill (female)

На первой фотографии девица. А вот парень:
2.
Red Crossbill (male)

Яркий "попугаец", да? Посмотрите, у него перья всех оттенков красного, а не одного, как я раньше думала:
3.
Red Crossbill (male)

Интересно, что в одной стайке можно увидеть птиц совершенно разных цветов - от серого, до жёлтого, зеленоватого, оранжевого, красного. Отчасти это объясняется тем, что в любое время года в такой стайке могут быть птицы всех возрастов. Клесты настолько зависят от урожая еловых шишек, что если их обилие подходит к концу, они кочуют в поисках нового "хлебного места". Найдя такое, они, не долго думая, гнездятся. Зимой ли, летом ли. Вот и получается, что с ними и серенькие слётки, и жёлто-оранжевая молодёжь, и красные взрослые самцы.

Такую приметную птичку должно быть очень легко рассмотреть в ветвях, правильно?

Нет, не правильно! Иначе, почему я его столько лет увидеть не могла? :)

Я даже не буду вам тут сложные загадки загадывать. На этой картинке три клеста. Самец в центре - выглядит как шишка, да. Над ним и чуть правее - самка, а справа от неё и капельку ниже - вторая:
4.
Red Crossbill  Find 3 birds :)

Это кроп на то же дерево, та же троица. Самец переместился, первая самка "порхает", а вторая на старом месте:
5.
Red Crossbill

Вот так то. Получается, что даже зная, что они там, наверху, разглядеть их очень трудно. Кстати, наше "наверху" это ооочень высоко. Эти птицы считают, что самые сладкие шишки на верхушке ели. А наши Ели Дугласа в высоту достигают 120 метров!

"Капля":
6.
Red Crossbill

Впервые я их увидела на прогулке с профи-бёрдерами несколько месяцев назад. Есть там у нас один спец по голосам. Те, кто смотрел "Большой Год", помнят героя Джека Блэка, который всех птиц лихо по голосам узнавал. Так вот, точно вам говорю, такие люди есть. Если бы не такой спец, вся толпа прошла бы мимо и ни в жисть клестов не увидела. А так, он услышал, мы все встали намертво и давай биноклями по верхушкам елей шарить. Долго стояли, но нашли! :)

А потом мне привалило невиданное счастье - они прилетели к нам во двор! Я не знаю, что меня подтолкнуло однажды утром, но мне показалось, что я слышу непривычные голоса. Вышла на дек с биноклем и после долгой погони за тенями нашла таки клестов в шишках. Сделала стотыщ пикчапруфов, вроде этих трёх фоток выше. Довольная была, чуть не приплясывала. И на всякий случай, совсем без надежды, наполнила доверху все кормушки.

И случилось чудо! Прилетели!

Висеть на кормушках вверх тормашками не сложнее, чем на ветвях. Исследует незнакомое место:
7.
Red Crossbill

А вам слабо? - висеть брюхом кверху, но при этом голову повернуть на 180 градусов:
8.
Red Crossbills and Pine Siskin (upper right) Look at the the bird in the lower right - what an amazing ability to hang upside down with her head turned 180 degrees!

(Справа сверху сидит Сосновый Чиж, их больше попадёт в кадр во второй части, а вообще они заслуживают отдельного огромного поста, будучи самыми первыми птицами на нашей кормушке и, к тому же, необыкновенно забавными вздорными пигалицами)

Чтобы доказать, что поза птицы на предыдущем кадре не случайна, вот вам ещё один кадр:
9.
Red Crossbill (female) What an amazing ability to hang upside down with her head turned 180 degrees!

Но самое главное в клестах, конечно, не их акробатические способности. Этим могут похвастаться все вьюрковые. А вот такого клюва нет больше ни у одной птицы!

Мне часто в их описании попадалась фраза "толстый клюв". А на самом-то деле, он очень тонкий:
10.
Red Crossbill (female)

Но перекрещенный! На самом деле, да-да, такой как я в детстве представляла:
11.
Red Crossbill (male)

Долгое время я никак не могла понять, как же, ну как же на самом деле такая форма клюва помогает шелушить шишки. Везде пишут просто, что удобно, мол, и всё тут. Недавно картина прояснилась. Мышцы, отвечающие за сжимание клюва, у клестов сильнее, чем те, что отвечают за разжимание. Они просовывают приоткрытый клюв под чешуйку шишки и закрывают его. Кончики клюва толкают чешуйку и открывают скрытое под ней семя.

В Северной Америке водится как минимум 9 типов клестов, которые отличаются друг от друга формой клюва (которая зависит от того, шишками каких деревьев эти птицы питаются) и зовом. Учёные никак не придут к единому мнению, считать ли их разными видами, одним ли видом, или разными подвидами. У тех клестов, что едят сосновые шишки, клювы массивнее, чем у тех, что едят еловые. "Мои" птички, судя по тому, что уважают Ель Дугласа, относятся к Типу 4 (согласно The Sibley Guide to Bird Life & Behavior)

В кормушках у меня смешанный корм - различные семена и орехи, всё очищенное. Сначала было трудно понять, что именно там выбирают клесты. Со временем удалось разглядеть, что это семена подсолнечника. Но есть у меня одна кормушка для чижей, наполненная семенами чертополоха. Клесты на неё садились крайне редко, но за эти несколько раз мне удалось разглядеть, как ловко они орудуют своим клювом и языком.

Эта кормушка сделана по другому принципу, чем большинство труб. Отверстия находятся не над жёрдочками, а под, так как чижи любят висеть кверху попой. И отверстия эти малюсенькие-премалюсенькие - щели 2х5 мм примерно:
12.
Red Crossbill (female)

Молодёжь учится у взрослых. Это юное создание пытается найти отверстие в кормушке. Уж оно и кусало её:
13.
Red Crossbill (juvenile)

(на фотографии выше видно отверстие под жёрдочкой)

И даже лизало:
14.
Red Crossbill (juvenile)

Кстати, меня часто спрашивают, зачем я кормлю птиц летом. Одна из причин как раз та, что родители всегда приводят своих детей на кормушки и поилку. Мало того, что наблюдать за мелочью сплошное удовольствие, так ещё и, став самостоятельными, они не отправятся на поиски подходящей кормушки по округе, а вернутся на мою.

Семейная пара. Между перекусами он что-то ей говорил:
15.
Red Crossbills

Не иначе, что-то приятное услышала:
16.
Red Crossbills

Вообще, самки мне показались очень романтическими натурами. Часто принимают задумчивые позы, иногда щебечут о чём-то своём, даже будучи одной.

Несколько портретов:
17.
Red Crossbill (female)

18.
Red Crossbill (female)

19.
Red Crossbill (female)

20.
Red Crossbill (female)

21.
Red Crossbill (male)

Параллельные хвосты:
22.
Red Crossbill (male)

23.
Red Crossbill (female)

Папаня показывает отпрыску, как пользоваться поилкой:
24.
Red Crossbills

25.
Red Crossbill (male)

Последняя на сегодня - капелька, на сей раз настоящая, водяная :)
26.
Red Crossbill (male)

Во второй части покажу ещё несколько фотографий. В основном смешанные, с соседями по кормушке. Один из таких соседей - на поилке, на последней фотке :) Родственничек. Не скажу, кто :)

Часть Вторая

No comments:

Post a Comment