Tuesday, May 8, 2012

‘Alae ke‘oke‘o

Гавайскую Лысуху (Hawaiian Coot, Fulica alai) я искала так же направленно, как и её родственницу Гавайскую Камышницу. Гавайцы, как всегда не заморачивались, придумывая название. На их языке Алае Ке‘Оке‘О (‘Alae ke‘oke‘o) означает что-то вроде "белый лоб" в противовес "красному лбу" Камышницы (Алае Ула).

К счастью, найти лысуху мне удалось. К несчастью, понаблюдать почти не получилось. Если не считать наблюдением чёрно-белые попы, мелькающие вне досягаемости моего объектива да ещё и в густых зарослях таро. Один вывод из такого наблюдения я точно могу сделать - стеснительны! :)

Так что, фоток кот наплакал, но показать хочу. Тем более, что про Американскую Лысуху я немного писала. Так что у меня в копилке два вида.

1.
Hawaiian Coot




Долгое время Гавайскую Лысуху считали подвидом Американской. Но в конце концов признали, что за столько столетий изоляции на островах гавайская родственница эволюционировала в отдельный вид. Основное внешнее отличие этих двух видов это клюв и лоб. Если у Американсих Лысух кожистая бляха на лбу небольшая и ярко красного цвета, то у Гавайских она огромна и выпукла, обычно белого цвета, но может быть окрашенной в цвета от бледно-голубого до жёлтого и до тёмно-красного. Чёрное кольцо на конце клюва может как присутствовать, так и отсутствовать.

У той птички, что мне удалось сфотографировать, на первый взгляд был белый лоб. И только рассмотрев его на фотографиях, после того, как убрала пересветы, я заметила, что он был очень бледного желтовато-розового цвета:
2.
Hawaiian Coot

Как и камышницы, лысухи строят гнёзда на плавучих платформах, прикреплённых к водяным растениям. Как первые так и вторые очень страдают от потери подходящего для них хабитата - осушению заболоченных участков, а так же от завезённых людьми на острова хищников - кошек, собак, крыс и мангуст. Правда, лысухи в поисках лучшей жизни перелетают с острова на остров, но тем не менее их численность остаётся пугающе низкой. Как и камышница, лысуха является эндемической птицей Гавайских островов, находящейся под угрозой исчезновения.

3.
Hawaiian Coot

Древние гавайцы считали Алае Ке‘Оке‘О божеством, что не мешало им его кушать. Однако, гавайцы никогда не брали у природы больше, чем надо. Чего нельзя сказать о приехавших на острова европейцах. К счастью, сейчас охота на лысух запрещена. Очень хочется надеяться, что у них есть шанс.

4.
Hawaiian Coot

Оказавшись на открытом месте, птичка торопится в укрытие зарослей таро, не спуская с меня взгляда. Что это, память предков, передаваемая из поколения в поколение, что человека надо бояться?:
5.
Hawaiian Coot

Так же как и камышат, мне не повезло увидеть маленьких лысушат. Только стеснительный подросток полюбопытствовал, что за блестючий огромный глаз сверкает в его сторону:
6.
Young Hawaiian Coot

Вот и всё :) Следующий гавайский эндемик будет ходулочник, наверное. Там тоже фоток раз два и обчёлся.

No comments:

Post a Comment