Sunday, October 16, 2011

Wedge-tailed Shearwater chicks

Давно пора рассказать про буревестничат из Национального Заповедника Мыса Килауэйа.

Буревестник всегда был для меня загадочной птицей. Не знаю, как вы, а я в детстве поверила Горькому и на всю жизнь запомнила, что Буревестник гордо реет в то время, как все остальные стонут. И очень мне хотелось на него посмотреть. Причём, желательно в бурю, конечно. Что ж... Мне и сейчас этого хочется :) Потому что увидеть летящую птицу мне не удалось. Да мне вообще не удалось разглядеть того единственного, увиденного мной, взрослого Буревестника целиком.

Зато я видела птенцов!

Клинохвостые Буревестники (Wedge-tailed Shearwater, Puffinus pacificus) моногамны и создают пары на долгие годы. Однако развод возможен в случае неудачи в выведении птенца. Да, именно в единственном числе. Одно большое белое яйцо откладывается в норе или на земле под прикрытием кустов. Если яйцо или птенец погибли, повторной кладки не будет.

Небольшое отступление. Возвращаясь к Горькому, вспоминаем, что стонут и чайки, и гагары, а буревестник кричит и смеётся. Но гавайское название Клинохвостых Буреветников Уа-у Кани (Ua'u Kani), что означает "Стонущий звук". Оказывается, по ночам их колонии наполняются заунывными стонами, доносящимися из-под земли. Эх, жаль, не довелось послушать :)

Оба родителя высиживают яйцо 53 дня по очереди, и одна смена длится до 12 дней! Первую смену обычно берёт на себя отец.
После того, как птенец вылупился, и до тех пор, пока он не будет способен самостоятельно регулировать температуру тела, один из родителей постоянно находится вместе с ним. Примерно шесть дней после рождения.

После этого оба родителя покидают гнездо и проводят весь день вдали от берега, рыбача. Они улетают перед рассветом и возвращаются после заката покормить ребёнка.

Мне несказанно повезло! За день до нашего посещения заповедника прямо возле тропы к Маяку вылупился один из будущих "чутких демонов" :) Они с родителем были так близко, что протяни руку - можно было бы погладить. К счастью, никому из посетителей (я надеюсь!) не пришло это в голову. Но пожалеть, что у меня с собой был только телевик, я пожалела :) Мне приходилось отходить подальше, и ветки загораживали птиц, а я изгибалась, приседала, вставала на цыпочки - лишь бы найти лазейку в растительности.

Вот он, Чудо Чудесное, простите мою сентиментальность:

One day old Wedge-tailed Shearwater chick

На надклювье хорошо виден яйцевой зуб - маленький, острый кальциевый нарост, которым птенцы пробивают изнутри скорлупу яйца при вылуплении. Через пару дней от этого зуба не останется и следа:

One day old Wedge-tailed Shearwater chick



One day old Wedge-tailed Shearwater chick



One day old Wedge-tailed Shearwater chick



One day old Wedge-tailed Shearwater chick



One day old Wedge-tailed Shearwater chick

Лучшее, что я смогла снять из пары - заботливый родитель и пушок:

One day old Wedge-tailed Shearwater chick with a parent



One day old Wedge-tailed Shearwater chick with a parent



One day old Wedge-tailed Shearwater chick with a parent


One day old Wedge-tailed Shearwater chick with a parent



One day old Wedge-tailed Shearwater chick with a parent

Семейные пары в колонии действуют довольно синхронно во время брачного периода. Все яйца отложены в течение трёх-недельного периода. Самый младший - однодневный - птенец, показанный выше, видимо один из последних малышей этого года. Потому что самый старший, виденный мной, был как раз трёх-недельным. Я несколько раз безуспешно вглядывалась в кусты за табличкой, пока один из волонтёров не показал мне, куда точно надо смотреть.

"А я на тебя давно смотрю.":

Three weeks old Wedge-tailed Shearwater chick

Позднее он немного подвинулся, а я нашла чуть более удобный угол:

Three weeks old Wedge-tailed Shearwater chick

Здесь видно, что он уже начал сбрасывать пух:

Three weeks old Wedge-tailed Shearwater chick

Большинсто остальных птенцов, разложенных под кустами, было заметить ещё труднее. Примерно так:

Wedge-tailed Shearwater chick

Сопит в две дырочки:

Wedge-tailed Shearwater chick

Спящего видела только одного. Остальные, на удивление спокойно, просто лежали и ждали заката, когда вернутся родители и накормят.

Wedge-tailed Shearwater chick

Норы Буревестники или роют сами с помощью клювов и лап, или занимают готовые. Нора длиной 1-2 метра проходит очень близко к поверхности земли и может быть легко уничтожена, если на неё наступить.

Wedge-tailed Shearwater burrow

Вот эта нора более удачная, но таких мало:

Wedge-tailed Shearwater burrow

В норах увидеть малявок было ещё труднее. Многие, наверняка, сидели в глубине, и мне было видно только тёмные входы, как на фотках выше. Единственный "улов":

Wedge-tailed Shearwater chick in the burrow



Wedge-tailed Shearwater chick

Стенд, на котором хорошо видно, как устроено гнездо:

Wedge-tailed Shearwater

Теперь становится понятно, почему завезённые на острова хищники представляют такую большую угрозу для этих птиц, да? Что может быть проще мангусту, кошке или крысе, чем просто пойти и съесть беззащитного птенца, предоставленного самому себе?
Люди, которым надо везде оставить свой след, тоже наносят большой вред. Но, по крайней мере, не в этом чудесном месте, где топтаться можно только на асфальтированной дорожке. Помните таблички "Birds only beyond this sign"? Пусть их будет больше :)

No comments:

Post a Comment